Ваша корзина
пуста

Незаслуженно забытые кубики

Не пора ли заменить старые кубики новым конструктором?    Кубики устарели, играть в них стало неинтересно. Знакомо, не правда ли? Конечно, в последнее время появилось множество красивых многофункциональных конструкторов из различных материалов. Не торопитесь полностью заменять кубики на конструкторы. Для развития ребенку кубики крайне важны и не могут быть заменены конструкторами, даже такими популярными, как Лего. Дело в том, что полноценные наборы конструкторов состоят из большого количества базовых объемных фигур разного размера (кубов, параллелепипедов, призм, конусов, цилиндров), благодаря чему можно из нескольких фигур сложить новую (из двух призм – куб или параллелепипед).

Когда ребенок начинает что-то строить, он решает, каким образом можно сделать задуманное из того, что есть под рукой. Решение конструктивной задачи и заключается в соотнесении разных форм и умении представить, каким образом из имеющихся деталей можно создать недостающую, как сделать, чтобы конструкция обладала устойчивостью и т.п. Именно это способствует развитию пространственного мышления – одного из показателей готовности к освоению математики в школе.

Строительство из кубиков всегда включено в игровую ситуацию. Постройка не является самоцелью, а выступает как часть сюжетной игры. Поэтому строительство из кубиков – самое настоящее «обучение через игру». В ходе этой игры формируется такое качество, как умение создавать замысел и реализовывать его. Это умение принципиально важно для будущего школьного обучения и для всей дальнейшей жизни ребенка. Придумать что-то новое, предложить какую-то идею зачастую бывает сложно не только детям, но и взрослым. Строительство из кубиков – прекрасный способ развития этой способности.

Из одних и тех же кубиков можно строить различные постройки; они мобильные, их удобно размещать в самых разных местах помещения. Кубики – игра многофункциональная,  эффективно используется в качестве дидактического материала для обучения счету, чтению, рассказыванию. Но  самое главное – из них можно строить! И дети строят. Даже из кубиков с рисунками и буквами, не обращая на картинки внимания, делают акцент на процессе конструирования. Строят по замыслу, по образцу, для развития сюжетно-ролевой игры, для создания декораций к подвижным играм и т.п. Потенциал кубиков огромен.  Почему же возникают ситуации, когда дети не проявляют интереса к кубикам? Почему их постройки примитивны? Почему игры с кубиками занимают малышей на совсем непродолжительное время?  Почему одни дети могут часами строить-перестраивать, а другим это не интересно? Конечно, у детей разные любимые игрушки, разные интересы. Но сейчас на этом останавливаться не будем.

Обсудим,  на что обратить внимание, чтобы интерес к такой важной деятельности не пропадал. Для этого необходимо создать соответствующие условия. Главное - должно быть комфортно. Нужно достаточно места для постройки (иногда, достаточно объемной). Конечно, не на проходе или там, где придется каждый раз разбирать свое творение.  В таких условиях игры  и будут короткими, без продолжения,- а это мешает детям развиваться. Важно иметь  возможность продолжать игру, усложнять сюжет, достраивать, придумывать. Еще одно условие – кубиков нужно много. Разного размера, чтобы их хватало на большую постройку. Представьте, как обидно будет малышу, если его замысел не сможет осуществиться из-за банального «больше нет кубиков». «А как же тогда принц спасет принцессу из недостроенного замка?».  «А если железная дорога не будет достроена, куда приедет поезд?». Можно, конечно, обыграть и такие ситуации. Но если это будет повторяться систематически, скорее всего, интерес к игре с кубиками будет потерян.

Очень важно, чтобы малыш чувствовал Вашу заинтересованность в том, что он делает. Удивляйтесь, радуйтесь вместе с ним новым интересным постройкам, достижениям, придумывайте сюжеты, задавайте вопросы. Это придаст игре новый импульс для воплощения игрового замысла.