Ваша корзина
пуста

Развитие эмоционального интеллекта посредством настольно-печатных игр

Современный мир за последние десятилетия претерпел существенные изменения. Дети, зачастую, учатся пользоваться планшетами, телефонами и ноутбуками раньше, чем начинают говорить. Отсутствие полноценного, «живого» общения приводит к обеднению эмоционального фона. Настораживает и тот факт, что дети разучились сочувствовать, сопереживать. Им сложно устанавливать и поддерживать отношения со сверстниками. Они не умеют слушать и слышать, понимать чувства других людей, и, как следствие, играть вместе, выстраивая определенные игровые ситуации. А ведь это крайне важно: именно в игре дети развиваются, учатся выстраивать отношения, решать конфликтные ситуации, приобретая навыки нравственного поведения.

Эмоциональная сфера является важной составляющей в развитии детей. Никакое общение, взаимодействие не будет эффективным, если его участники не способны, во-первых, понимать эмоциональное состояние другого, а во-вторых, управлять своими эмоциями. Понимание своих эмоций и чувств также является важным моментом в становлении личности растущего человека.

Процесс узнавания и передачи эмоций только на первый взгляд кажется простым. Для этого необходимы определенные знания и соответствующий уровень развития ребенка. Формирование эмоционального благополучия происходит под влиянием воспитания, обучения, в процессе приобретения жизненного опыта. Дети, способные управлять своими эмоциями обычно умеют определять эмоции других людей, могут посмотреть на ситуацию с точки зрения другого, что позволяет им выстраивать более гармоничные отношения со сверстниками. Такие дети более уверены в себе, имеют более высокую самооценку, быстрее адаптируются к новым обстоятельствам, более успешны в группе детей-сверстников, проявляют меньше тревожности и эффективнее решают конфликтные ситуации. Как научить понимать язык эмоций? И что для этого необходимо делать? Прежде всего, создать оптимальные условия для развития эмоциональной сферы, используя все разнообразие современных игровых, развивающих средств.

Малыши впечатлительны, искренни и непосредственны, открыты для усвоения социальных и культурных ценностей.Они учатся способам выражения чувств с помощью интонации, мимики, пантомимики.

Как известно, игра является ведущим видом деятельности.

· Именно в игре происходит развитие познавательных процессов: мышления, памяти, внимания, восприятия, воображения, речи. Вместе с этим,во время игры происходят изменения в эмоциональной сфере, формируются необходимые для жизни модели нравственного поведения. Хотя сюжеты детских игр и являются вымыслом, выводы, которые делает ребенок из игровых ситуаций – самые настоящие.

· Именно в игре ребенок учится быть честным, решительным, справедливым, доброжелательным.

· Именно в игре воспроизводятся нормы жизни, правила поведения, моделируются ситуации, близкие к жизненному опыту ребенка.

· Именно в игре развивается воля ребенка.

· Именно в игре дети учатся социально приемлемым нормам поведения в различных ситуациях.

Обыгрывая разнообразные сюжеты, дети встречаются с различными эмоциональными ситуациями, погружаются в мир эмоций, учатся понимать переживания других. Дети с достаточно развитой речью, учатся называть эмоции. При комплексном подходе это помогает развивать эмоциональный интеллект с раннего возраста детей.

В последнее время появилось множество игр, направленных на знакомство с эмоциями и развитие эмоционального интеллекта.   Важная характеристика игры – ее многофункциональность. Одной из таких игр является напольное пазл-лото привлекающее малышей яркими, эмоционально окрашенными образами.

Помимо игры с пазлами и выполнения несложных заданий, игра предусматривает знакомство с эмоциями, их проявлениями в различных ситуациях.

Варианты игр и упражнений.

Приступая к игре в напольное пазл-лото, помогите малышу собрать две карточки-основы. Они представляют собой поля, разделенные на четыре элемента. Соедините их по принципу пазла. Предложите рассмотреть сначала картинку с яркими красочными изображениями животных. Пригласите малыша в небольшое путешествие вместе с Ёжиком по лесу. Во время «прогулки» можно останавливаться около животных, изображенных на пазле, беседовать с ними, узнавать их настроение и т.п.

В ходе игры малышу задают вопросы по содержанию изображения, делая акцент на эмоциональной составляющей (понятие «эмоция» в работе с детьми раннего возраста не используют, заменяют на более понятное для детей «настроение»).

Примерные вопросы:

· Что делает зайчик?

· Какое настроение у зайчика?

· Почему ты так решил?

· По каким признакам определил?

· Как проявляется радость?

· В каких случаях ты испытываешь радость?

· Покажи, как ты радуешься?

Важно, чтобы дети знали, как называются эмоции, варианты проявления, причины их появления. Впоследствии это поможет распознавать эмоции и правильно выстраивать отношения с окружающими людьми.

Предложите пофантазировать: что будет, если…? Например, у зайчика отобрали морковку. «Что при этом будет чувствовать зайчик?» (адресация к собственному, пусть пока и незначительному, жизненному опыту ребенка в данном случае оправдана, так как предполагает более полное погружение в ситуацию). «У тебя было так, чтобы…?»,«Тебе понравилось (не понравилось)?»,«Что ты при этом чувствовал?» и т.п.

Аналогичным образом можно «Поиграть в эмоции»: удивление, интерес, грусть. Попросите малыша показать, как проявляется та или иная эмоция («Покажи злого волка». «Покажи, как черепаха удивляется» и т.п.).

   Если у малыша достаточно хорошо развита речь, можно попросить найти и назвать животных, изображенных на картинке. Предложите найти такие же изображения на предметных картинках и разместить попарно карточки (соединены пазловым замком – это подсказка правильности выбора).

Для следующей игры понадобится вторая карточка-основа с изображением детской площадки и напольный пазл из 8 элементов. Соберите его вместе с ребенком. Предложите внимательно рассмотреть сначала одну картинку, затем вторую. Попросите малыша определить, что было сначала, а что потом.

Далее, как и в предыдущем варианте, взрослый придумывает историю про персонажей, изображенных на пазле (или просит об этом ребенка) и отправляется вместе с малышом в «путешествие» по картинке. По дороге они встречают мальчиков и девочек, которые играют на площадке. Ребенку предлагают внимательно посмотреть на собранный пазл. Задают вопросы по содержанию изображения.

· Найди мальчика, который катается на карусели?

· Как девочка забралась в избушку?

· На чем мальчик едет по дорожке?

· Что делает девочка в песочнице?

· Что напоминает горка, с которой скатывается мальчик?

Вместе с вопросами по содержанию картинки, взрослый спрашивает ребенка:

· Чем заняты дети?

· Что делают в данный момент?

· Как ты думаешь, что было до того, как… (как мальчик начал кататься на карусели)?

· Какое настроение у…?

· Почему ты так решил?

· Как ты это понял?

Предлагает пофантазировать: «А что будет, если мальчик …?», «Почему девочка убежала в домик?», «Она кого-то испугалась?», «От кого уезжает мальчик на самокате?».

На следующем этапе можно попросить ребенка изобразить те эмоциональные состояния, о которых шла речь во время игры. Например, «Как девочка испугалась?», «Как удивился мальчик на лошадке?», «Покажи, как мальчик разозлился (обрадовался)» и т.п.

Каждый следующий вопрос задают после ответа ребенка на предыдущий.

Аналогичным образом можно организовать игры-упражнения с набором «Поиграем».

Перед игрой, как и в предыдущем варианте, рекомендуем вместе с малышом собрать изображения, внимательно рассмотреть. В наборах имеются разноцветные фишки. Их удобно использовать в игре для определения настроения ребёнка, его отношения к предлагаемым сюжетам и оценки игровой ситуации. Предварительно можно предложить малышу цветные фишки и попросить рассказать, какой цвет подходит к настроению кого-либо из персонажей. Для этого еще раз внимательно рассматриваем картинку, акцентируем внимание на действиях героев, просим подобрать, соответствующие(по мнению ребенка) фишки настроению героя. Обсуждаем выбор. Просим ребенка определить цветом его собственное настроение. "Какое у тебя настроение?", «Каким цветом его можно обозначить?», «Покажи» и т.п. Как и в предыдущей игре, собираем Пазл с игровым сюжетом. Внимательно рассматриваем картинку.

Обыгрывая различные ситуации, предлагаем определить, что «хорошо», что «плохо» на примере сюжета «Кот-шалун устроил в комнате "погром".

Плохо, когда в комнате разбросаны вещи. (Все испытывают разные чувства - мама расстроена, папа удивлен, так как не может найти книгу и т.д.).

Убраться в комнате - хорошо (что испытывает мама, когда ты ей помогаешь? – радость).

Хорошо, когда вещи на своих местах (Все довольны) и т.д..

Что чувствует кот? (страх, его будут ругать).
Можно придумать другие игровые сюжеты. Например, игрушки решили немного поиграть. Они резвились, бегали, прыгали. И так разыгрались, что забыли, кто где был, где чей домик. В комнату пришёл взрослый, и увидел беспорядок в комнате. Как ты думаешь, какое у него настроение? (печаль: расстроен, что все разбросано). Какой цвет можно подобрать к его настроению? Что нужно сделать, чтобы настроение изменилось? (убраться в комнате, разложить все по местам). Какой теперь цвет подходит к настроению взросло? И т.п.

Варианты цветовых обозначений базовых  эмоций:
Жёлтый-радость
Зелёный-удивление
Оранжевый-интерес
Зеленый-страх
Синий-печаль
Красный-злость

Вы можете придумать свои варианты вопросов и игровых упражнений. Не расстраивайтесь, если малыш не сможет сразу ответить на все вопросы или выполнить упражнения. Похвалите его за то, что он смог сделать. Ведь малышу важно чувствовать любовь, заботу и внимание со стороны взрослого.

Давайте играть с нашими детьми! Не только потому, что это нужно для развития разнообразных навыков. Это важно для построения гармоничных отношений с малышом, понимания его интересов и потребностей, более близкого эмоционального контакта.

Литература.

1.     Урунтаева Г.А. «Детская психология». Издательство «Академия», Москва, 2013.

2.     Крюкова С.В., Слободяник Н.П. «Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь. Программы эмоционального развития детей». Генезис, Москва, 2007.

3.     Ежкова Н.С. «Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста». Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, Москва, 2010