Ваша корзина
пуста

Упражнения для развития тонкой моторики

«Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев.
От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити-ручейки, которые питают источник творческой мысли.
Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок».
В. А. Сухомлинский

Мелкая моторика - координированные движения пальцев и кистей рук: это способность мелких мышц пальцев выполнять тонкие координированные движения, главную роль в осуществлении которых, играет скоординированная работа мелких мышц руки и глаза.


Почему так важно для детей развитие мелкой (тонкой) моторики рук? Дело в том, что в головном мозге человека есть центры, отвечающие за речь и движение пальцев рук, расположены очень близко. Стимулируя тонкую моторику и активизируя тем самым соответствующие отделы мозга, мы активизируем и соседние зоны, отвечающие за речь. Замечено, что дети, совершающие многочисленные оживленные движения пальцами рук, развиваются в речевом отношении явно быстрее других. Если специально тренировать мелкие движения кисти, развитие речи можно существенно ускорить.

Учеными и педагогами- практиками было замечено, что у городских детей отмечается общее моторное отставание и слабое развитие рук. Это связано с развитием технологий, стремительно входящими в жизнь современного человека, облегчающим его быт. Кто сейчас, из нас, возьмется перебирать крупу? Раньше это занятие всегда было закреплено за младшими в семье: расторопные пальчики и зоркие глазки – лучшие помощники в таком деле. Прополка грядок и сбор ягод, лепка пельменей, штопка, шитье, вязание и вышивание, стирка белья, вырезание различных поделок из дерева и лепка из глины. Почти все домашние дела, так или иначе делались руками. А с пуговицами и шнурками, требующими сноровки пальчиков, сегодня дети все меньше общаются: липучки и «молнии» экономят время, силы. А это отражается на развитии мелкой моторики рук ребенка. Именно поэтому работа по развитию мелкой моторики и координации движений у дошкольников занимает особое место в развитии детей. От того, насколько ловко научится ребенок управлять своими пальчиками, зависит его дальнейшее развитие. Наряду с развитием мелкой моторики развиваются память, внимание, а также словарный запас. О тесной взаимосвязи мелкой (еще ее называют тонкой) моторики и речи написано очень много. Поэтому, не углубляясь в ее механизмы, напомним, что, развивая тонкую моторику ребенка, мы способствуем улучшению его артикуляционной моторики, а следовательно, в целом речи. При выполнении следующих рекомендаций необходимо помнить: все задания выполняются поочередно обеими руками.

12-18 месяцев

В этот и более ранние периоды для развития тонкой моторики лучше всего использовать потешки, в которых движения рук сопровождаются речью: «Ладушки», «Сорока-белобока», «Коза рогатая» и др. Например, потешка «Пальчики ложатся спать» (ладошка ребенка лежит на ладони мамы, пальчики распрямлены).
Этот пальчик хочет спать (загибаем большой палец ребенка),
Этот пальчик лег в кровать (загибаем указательный палец),
Этот пальчик чуть вздремнул (загибаем средний палец),
Этот пальчик уж уснул (загибаем безымянный палец),
Этот крепко, крепко спит (загибаем мизинец ребенка).
Тише, тише, не шумите! (Покачиваем кулачком ребенка, как бы убаюкивая пальцы.)
Солнце красное взойдет, утро красное придет (другой рукой ребенка с растопыренными пальцами делаем движение вверх),
Будут птички щебетать, будут пальчики вставать: «Вставай, пальчик!». (Разгибаем по одному пальцу ребенка, начиная с мизинца.)
Можно предложить игры с предметами:
• Катать мяч по наклонной плоскости ладонью (диаметр мяча 30 см).
• Ударять по воздушному шарику кулачком, ладошкой, одним пальчиком.
• Сжимать резиновые игрушки.
• «Пальчиковый бассейн»: в большую прямоугольную коробку с высокими бор¬тиками поместить несколько хорошо знакомых ребенку предметов, засыпать их фасолью (горохом, гречневой, рисовой крупой).
• Предложить ребенку поместить руки в бассейн и найти предметы (по мере развития речи — опознать предметы на ощупь и назвать).

18—24 месяца

В этот период для развития тонкой моторики уже можно использовать не только потешки и игры (к указанным можно добавить перебирание пуговиц, нанизанных на нитку, застегивание и расстегивание пуговиц, шнуровку, работу с пластилином, тестом и т.д.), но и специальные упражнения, которые выполняются в определенной последовательности: сначала одной, потом другой рукой, а затем - двумя руками вместе. Ребенку вначале надо объяснить и показать, как делать упражнение, затем помочь выполнить задание. Проговаривание звуков во время игровых упражнений способствуют поддержанию внимания к игровым действиям. Не важно, насколько правильно ребенок повторяет звуки, - важно его желание это делать. Артикулируйте звуки четко, показывая образец малышу, со временем он научится про¬износить звуки правильно .
• «Жук». Локти опираются на стол, указательный палец вытянуть, остальные плотно прижать к ладони. Аналогично упражнение проводится другими пальцами.
• «Зайчик». Локти опираются на стол, указательный и средний пальцы вытянуть вверх, остальные плотно прижать к ладони.
• «Коза». Локти опираются на стол, указательный палец и мизинец вытянуть и на-править вперед от себя, остальные пальцы плотно прижать к ладони.
• «Козлик». Локти опираются на стол, большой палец и мизинец вытянуть и на¬править вперед от себя, остальные пальцы плотно прижать к ладони.
• «Бочонок». Пальцы, кроме большого, плотно прижать друг к другу (кулачок), поставить на стол, большой палец опустить на кулачок, как крышку.
• «Кольцо». Локти опираются на стол, большой и указательный пальцы соединить в кольцо, остальные выпрямить.
• «Курочка». Локти опираются на стол, все пальцы вытянуты вперед - и собраны в «клювик».
• «Гусь». Локти опираются на стол, большой, указательный и средний пальцы выпрямлены и вытянуты вперед, остальные прижаты к ладони.
• После того как ребенок освоит эти упражнения и сможет выполнять их по инструкции без вашей помощи, можно приступать к следующей серии упражнений.
• «Веселые маляры». Локти опираются на стол, пальцы вытянуты и плотно прижаты друг к другу, производятся движения кистями вверх-вниз.
• «Трусливый зайка». Локти опираются на стол, указательный и средний пальцы вытянуты и раздвинуты, остальные плот¬но прижаты к ладони, производятся движения кистями вверх вниз.
• «Курочка пьет воду». Локти опираются на стол, все пальцы вытянуты и собраны в «клювик», производятся движения кистями вверх-вниз.
• «Гусь». Локти опираются на стол, большой, указательный и средний пальцы вытянуты и плотно прижаты друг к другу, остальные прижаты к ладони, про-изводятся движения кистями вверх-вниз.
• «Погладим котенка». Локти опираются на стол, пальцы вытянуты и плотно прижаты друг к другу, производятся движения кистями влево, вправо.
• «Коза рогатая». Локти опираются на стол, указательный палец и мизинец вытянуты и раздвинуты, остальные плотно прижаты к ладони, производятся движения кистями влево, вправо.
• «Хорошо-плохо». Локти опираются на стол, все пальцы плотно прижаты к ладони, кроме большого, он оттопырен и направлен вверх - «хорошо», затем вниз - «плохо».
• «Осы». Локти опираются на стол, указательный палец вытянут, остальные плотно прижаты к ладони, производятся движения кистями по кругу (то же с другими пальцами).

После того как малыш освоил и эту серию упражнений, переходим к заключительной - третьей серии.
• «Цветок». Локти опираются на стол, пальцы плотно прижаты друг к другу, ладонь направлена вверх, пальцы медленно раскрываются.
• «Кулачок». Рука лежит на столе тыльной стороной. Поочередно сжимаем в кулачок пальцы начиная с большого и разжимаем начиная с мизинца.
• «Здравствуй, пальчик!». Локти опираются о стол, все пальцы поочередно прикасаются к большому подушечками - здороваются.
• «Человечек бегает». Указательный и средний пальцы выпрямлены, остальные прижаты к ладони большим пальцем. Выпрямленные пальцы передвигаются по
столу.
• «Бинокль». Локти опираются на стол, ладони подняты вверх, большие пальцы соединены горизонтально. Остальные пальцы, начиная с указательного, поочередно приставляются к большим (движения рук могут быть как одновременные, так и последовательные) до образования «бинокля».

Литература:
• Кузьмина Н.И., Рождественская В.И. Воспитание речи неговорящих детей-алаликов. М., 1966.
• Лопухина И.С. Логопедия. Речь. Ритм. Движение. СПб, 1997.
• Розенгарт-Пупко Г.Л. Формирование речи у детей раннего возраста. М., 1963.
При подготовке материала использованы материалы Института коррекционной педагогики РАО, Москва.